Газета "Факти і коментарі"

"Перед одной из хат женщина стала на колени и заплакала. Оказалось, в этой хате даже ее колыбель сохранилась"

Народный депутат Украины Владимир Бондаренко, создавший под Киевом уникальный церковно-этнографический комплекс "Українське село", по воскресеньям лично проводит экскурсии для посетителей

Ольга СМЕТАНСКАЯ "ФАКТЫ"

Историк по образованию, Владимир Бондаренко собрал коллекцию... старинных хат разных регионов Украины. Уникальные экспонаты из украинских сел он перевозил в Бузовую со всей утварью.

Деревянные детские колыбели, прялки, глечики, макитры - здесь все настоящее, подлинное. Оригинальна на территории комплекса и деревянная церковь с резным алтарем. А грот Богородицы Живоносного Источника декорирован золотыми мозаиками, не уступающими по красоте ватиканским.

"В гуцульской курной хате никогда не водились заразные болезни"

- Один из самых интересных экспонатов - гуцульская курная хата, в которой не предусматривался дымоход, - рассказывает Владимир Бондаренко, показывая на дом, через деревянную крышу поднимается клубами дым. - Точнее, дымоход выходит под стриху. В такой хате никогда не водились заразные болезни.

- Очень актуально в связи с эпидемией гриппа...

- Абсолютно точно подмечено. В зоне прохождения дыма на жердях висела одежда - "коптилась" и дезинфицировалась.

- Она же потом вся была с запахом копоти!

- Об этом никто не думал (улыбается). Коптили ее, да и все. Но в сени, которые гуцулы называли хоромами, дым не проникал. Таких хат на Гуцульщине уже практически не осталось. Эту мы обнаружили случайно в Верховинском районе Ивано-Франковской области. Она была уже под черепицей. Купив ее, вывозили лошадьми. Хата же разбиралась до последней дощечки! Каждую пронумеровали, все до единого винтика расписали и потом без труда собрали уже на месте.

- Невероятно...

- Возле хат, которых на территории комплекса сейчас шесть, были, разумеется, и подсобные сооружения - клуни, коморы, сараи, лехи... Мы уже нашли 32 таких "объекта". Даже карпатскую речечку, протекающую возле хаты, удалось воссоздать. Но давайте в хату зайдем. Только не ударьтесь - двери гуцулы делали низкими: во-первых, чтобы входящий поклонился дому, во-вторых, чтобы дым не попадал в жилое помещение.

Видите, в этой хате, которой около 170 лет, ничего не крашено. Деревянные стены и полы обрабатывались специальной восково-скипидарной смесью. Такая хата называлась "мыта". Из предметов быта интересны бесага - торба для еды (ее гуцул брал, отправляясь в горы), ручной крест и дудка, которая служила и пейджером, и телефоном - в случае необходимости можно подать сигнал беды. А вот утварь - дежа, маслобойка, тарелки...

- Какие красивые! Тарелки с подобным цветочным орнаментом сегодня продаются в бутиках роскоши.

- Это австро-венгерская посуда. А теперь из светлицы пойдемте в комору. Всего в гуцульской хате было три помещения - сени, светлица (хоромы) и комора. В коморе кровать. Я спросил у бабушки, которой этот дом принадлежал: "Сколько же всего человек в хате жило?" Оказалось, 12! "Где же вы все спали?" - поинтересовался. "Старые - на печи, газда с газдыней - на пилку (полу), дети - кто в колысках, кто - на лаве", - ответила. "А как же здесь можно было род продолжать?" - не удержался от вопроса. "Какие проблемы? Газдыня шла в комору, якобы что-то взять, а газда шел ей помочь, и там все решали". Оказалось, кровать в коморе неспроста-таки стоит (смеется).

"В юности я нашел клад - горшок, полный монет периода Сигизмунда III"

- Владимир Дмитриевич, откуда у вас такое необычное хобби?

- В детстве собирал старинные монеты. Однажды на берегу реки нашел клад - полный горшок монет периода Сигизмунда III (ХVII век). Но это еще что. Знакомый дед Кузьма при вспашке огорода нашел клад весом около 200 килограммов! Я, тогда 18-летний парень, приехал к нему, смотрю: сидит, играет на скрипке такую красивую мелодию, что чокнуться можно.

Затеял с ним разговор: дескать, слышал, что баба Марушка отнесла в кооперацию ведро монет - поменяла на комбикорм. Отвечает: "Ну, не знаю..." Я предложил: "Давайте я вам привезу из города, что вам нужно, а вы мне все-таки дайте посмотреть на эти монеты". "Ну, привези мне два комплекта жильных струн для скрипки", - говорит.

Я привез. Он открыл в сарае сундук. Я тогда отобрал два полных комплекта медных монет периода Елизаветы, Екатерины, Павла, Александра. История меня всегда интересовала...

Но идемте дальше по комплексу. Я вам покажу токарный верстак моего прадеда. Он слыл на Черниговщине очень хорошим краснодеревщиком. Кстати, эти шкаф и столик - его работа. Семейные реликвии.

- Какая хата из представленных в экспозиции самая богатая?

- Скромнее всех жили гуцулы и полищуки, побогаче - полтавская хата. В ней, к примеру, есть уникальная вещь - "лакей". Когда казак приходил домой, ему жена или дети должны были снять чоботы - самому снимать считалось ниже достоинства. Но иной раз он приходил в таком виде, что супруга встречала мужа качалкой или чем-то еще потяжелее. Самой страшной штукой был рубель (его использовали для разглаживания после стирки сухой холщовой ткани) с зубцами, от которых сразу несколько синяков оставалось. "Лакей" же чем был удобен? На него наступишь - и сапоги снимаются без труда.

- Какая из этих хат самая старая?

- Вон та, под соломой, - 1823 года. Она с юга Украины. Купили ее у бабушки, которая в ней родилась. "Я вам хату вўддам, бо вона вже упала ў ще загине, а ви, як вўдродите ∙∙, то берўть", - сказала. А потом добавила: "Ў патрет свўй вўддам. Одна падлюка намалювала в 1930 роцў, художник так званий. Такою потворою мене зобразив, що не можна людям показати цей патрет. Так що ви в Київў нiкому не кажiть, що то я" (смеется).

Очень интересная история приключилась и с подильской хатой. Будучи в Киеве, батюшка нашей церкви Богдан и матушка зашли на рынок купить хлеба и пирогов. Стали в очередь к женщине, которая очень вкусную выпечку продавала. Но пирогов не хватило. Спросили, в какие дни она обычно стоит, откуда сама родом. "Я с Виннитчины, из Чернивецкого района, - отвечает продавщица. - В Киеве работаю". "А у нас хата из Чернивецкого района есть", - стал рассказывать батюшка. "Боже, так это не Светка ли, моя двоюродная сестра, вам ее продала?! - воскликнула женщина. - Я думала, ее на слом взяли, а хату, выходит, восстановили!"

Через несколько дней она была у нас здесь. На колени стала перед хатой и заплакала. Она же в ней родилась! Даже колыбель сохранилась, в которой ее колысали.

- Просто мистика...

- В этой подильской хате очень много оберегов. А женщина, кстати, устроилась к нам на работу - хлеб выпекает.

"Моя мечта - хотя бы еще раз в своей жизни попробовать каленики"

- Вот полесская хата, которую мы нашли на Житомирщине. Интересна тем, что ее строили в подарок молодоженам сваты. Но была готова только светлица. Через год молодые должны были обустроить комору, сени и завести ребенка. И они, как правило, справлялись...

- Прямо конструктор "лего" для взрослых...

- Что-то вроде того (улыбается). А вот смотрите: маленькая ступа. Очень редкая вещь, ведь больших и средних размеров полным-полно сохранилось, а маленьких - нет. Эта ступа - пример того, как уничтожается история. Однажды прошу своего друга на работе: "Мыкола, ты мне говорил, что у вас маленькая ступа есть". - "Да, я в воскресенье буду в селе, посмотрю". - "Нет, позвони сейчас!"

Как чувствовал... Он набирает номер, говорит, что брат не берет трубку. Я прошу: "Позвони соседке". Она идет звать Мыколыного брата, и по телефону слышу (а я держу трубку) крик: "Стой!" Оказывается, брат уже начал пилить ступу на дрова...

В житомирской хате тоже немало интересных вещичек - деревянные женские башмаки-сабо, например, и плетеная сумка-бутербродница.

- Когда крестьянин шел в лес работать, обязательно брал с собой хлеб с салом, - поясняет Владимир Дмитриевич. - А в этих сабо, которые не промокали, женщины выходили на улицу в слякоть, надев теплые носки. Много предметов быта нам люди отдали совершенно бесплатно.

Мы начали возрождать на территории комплекса и древние ремесла - вышивание, плетение, иконопись, кузнечное дело, хлебопекарское... Не могу забыть, как моя бабушка, когда я был совсем маленьким, пекла хлеб и вносила его в хату, как богиня, - в вышитой сорочке, с повязанной хусткой. Как сажала его в печь на капустных листьях, а немного теста оставляла и делала из него каленики - хлебчики с начинкой. Делались они, как правило, зимой, когда калина была подмороженной.

Ой, какие они вкусные с холодным из ледника молоком в запотевшем глечике! Особенно вприкуску с "медком" из слегка протушенных сахарной свеклы и вишни. Берешь каленик, отрезаешь край, а из него, будто кровь, сочится сок калины. Уникальная штука! Знаете, какая у меня мечта? Хочу попробовать этот деликатес хотя бы еще раз в своей жизни.

- Говорят, ваш музей под открытым небом уже посетило немало иностранцев.

- Гостили немцы, поляки, американцы, бельгийцы, голландцы...

- Наверняка все восторгаются гротом Живоносного Источника.

- Да, пьют освященную воду, умываются ею, с собой набирают. Святость воды обеспечивается молитвой, а также тем, что она контактирует с минералами древнейших видов - крымским бентонитом и западноукраинским селевитом, сформированными в период, когда на Земле не было ни войн, ни убийств.

Конечно же, все любуются мозаиками. Спрашивают, в какой стране я их заказывал. И каждый раз я с гордостью отвечаю, что декорировали источник и церковь наши талантливые украинские мастера.

p

2009 – 2018 © Етнографічний комплекс «Українське село»